Главная \ Контрабанда

Контрабанда

Контрабанда является распространённым видом преступлений, совершённых в сфере таможенной деятельности, регулируемой таможенным законодательством РФ. Составы данных преступлений закреплены рядом статей Уголовного кодекса РФ:

- 200.1 – контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;

- 200.2 – контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий;

- 226.1 - контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов;

- 229.1- контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ;

Соответствующие статьи УК РФ содержат квалифицированные составы преступлений, усиливающие их тяжесть и наказание (организованная группа, использование служебного положения, особо крупный размер, применение насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль и т.д.).

Определение крупного (особо крупного) размера стоимости предметов контрабанды, для квалификации деяния как преступления и разграничения его от административного правонарушения, либо в качестве квалифицирующего признака, даётся в соответствующих статьях УК РФ.

Перечни предметов (в том числе запрещённых или ограниченных к обороту) контрабанды, применительно для целей уголовного законодательства закреплены нормативными актами Правительства РФ.

Преступления совершаются посредством умышленного незаконного перемещения через таможенную границу таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами членами Союза, указанного в соответствующих статьях УК РФ имущества (товары или иные предметы), являющегося одновременно предметом совершения преступления. Перемещение товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу соответственно на таможенную территорию Союза или территорию Российской Федерации или вывозу с этих территорий товаров или иных предметов любым способом.

Контрабанда, совершенная при ввозе на таможенную территорию Союза или вывозе с этой территории товаров или иных предметов вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы.

К преступлениям, относящимся к понятию «контрабанда», прежде всего по способам его совершения, целям и мотивам, также относится преступление, предусмотренное ст.194 УК РФ – «уклонение от уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых и (или) компенсационных пошлин, взимаемых с организации или физического лица».

Таможенные платежи (пошлины, налоги), их плательщики, основания и порядок уплаты (взыскания), сроки, и др. установлены таможенным законодательством РФ. Данное преступление также имеет квалифицированные составы (особо крупный размер, совершение должностным лицом, организованной группой), относящиеся соответственно к преступлениям средней тяжести, тяжким и особо тяжким.

Способы совершения данного преступления, как правило, аналогичны способам совершения иных видов контрабанды (незаконное перемещение товаров через Таможенную границу Евразийского экономического союза) - перемещение товаров вне мест, через которые должно или может осуществляться их перемещение, вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Расследование уголовных дел по контрабанде, в форме предварительного следствия, относится к компетенции следственных органов МВД РФ, в форме дознания – к подразделениям дознания Таможенных органов РФ. Преступления, предусмотренные ст. ст. 226.1, 229.1 могут расследоваться следователями ФСБ РФ. Оперативное сопровождение в рамках предварительного расследования, проведение предварительной оперативной проверки и формирование материалов для последующего направления в следственные органы, проводится оперативными подразделениями МВД РФ, ФСБ РФ, ФТС РФ, полномочными осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

При расследовании уголовных дел о контрабанде, органы предварительного расследования, при сопровождении соответствующих оперативных подразделений, производят комплекс следственных, (иных процессуальных) действий, характерных для данной категории уголовных дел:

- осмотры места происшествия, предметов контрабанды, автотранспорта, складских, офисных, торговых помещений;

-  изъятие обнаруженных предметов, таможенных, транспортных, идентификационных и др. документов, денежных средств, ценных бумаг, печатей, штампов и прочее, которые впоследствии могут быть признаны вещественными доказательствами, в отношении которых могут назначаться различные виды криминалистических экспертиз;

-  допросы свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, проведение очных ставок между ранее допрошенными лицами;

-  обыски в жилищах подозреваемых (обвиняемых), иных заподозренных лиц, родственников, знакомых и др.;

- выемки электронных носителей информации, предметов, документов и др. в различных учреждениях, организациях;

- получение образцов (почерка, подписей, печатей, товаров, материалов, упаковки и прочее для сравнительного исследования и назначения экспертиз;

- назначение различного вида судебных экспертиз (криминалистические, товароведческие, экономические, бухгалтерские, химические, биологические, технологические, экологические, искусствоведческие и др.), позволяющих, в том числе, установить, какие именно объекты являлись предметами контрабанды, каковы их качественные, количественные, стоимостные характеристики;

- наложение ареста на имущество подозреваемых, обвиняемых, третьих лиц, для последующей конфискации или возмещения причиненного ущерба;

Своевременное обращение к адвокату, на ранних стадиях проведения проверок (таможенной, доследственной, оперативно – розыскной) позволит оценить создавшуюся ситуацию, выработать оптимальную процессуальную позицию, по возможности предотвратить возбуждение уголовного дела, а в случае такового – обеспечить максимальную защиту прав и интересов лица (лиц), привлечённых к уголовной ответственности, минимизировать негативные последствия.