Налоговые преступления
Налоговые преступления, предусмотренные ст.ст. 198 – 199.4 Уголовного кодекса РФ, входят в число достаточно распространенных преступлений, экономической направленности, отличаются разнообразием способов их совершения. Наиболее часто встречающийся вид преступлений - уклонение от уплаты налогов с организации (ст. 199 УК РФ).
Основными способами уклонения от уплаты налогов являются непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений. В основном противоправные действия (бездействие) сводятся к непредставлению в налоговые органы сведений о доходах, с которых необходимо платить налоги и сборы, представлению в эти органы искаженной информации об этих доходах. Зачастую налоговые и следственные органы приходят к выводу об уклонении от уплаты налогов, в связи с получением сведений о наличии организаций-контрагентов с признаками фиктивности, на счета которых перечисляются денежные средства, по фиктивным договорам.
Статья 199 УК предусматривает ответственность за уклонение организаций от уплаты всех видов налогов и сборов. В сферу ее регулирования входят все виды хозяйственной деятельности, приносящие доход, облагаемый соответствующими налогами (налог на имущество, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и т.д.
К уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений, как правило, привлекаются лица, имеющие прямое или косвенное отношение к руководству деятельности организации – учредитель, руководитель, главный бухгалтер (лица, выполняющие их обязанности), а также лица, из числа сотрудников организации, включившие в налоговые (бухгалтерские) документы заведомо искаженные сведения о доходах или расходах, скрывшие объекты налогообложения, необоснованно увеличившие расходы, применив налоговые вычеты.
Для установления факта совершения именно налогового преступления, в отличие от иных правонарушений в налоговой сфере, необходимо выявления (доказывания) совокупной суммы неуплаченных налоговых платежей, соответственно – превышающей 15 млн. рублей за период в пределах 3 финансовых лет подряд (крупный размер) и превышающей 45 млн. рублей, за тот же период времени (особо крупный размер).
Уголовные дела по налоговым преступлениям расследуются следственными подразделениями Следственного комитета РФ, оперативное сопровождение, как правило, осуществляют территориальные подразделения УЭБиПК МВД РФ. Уголовные дела, как правило, возбуждаются по первоначально выявленным признакам совершённого преступления (по его факту), с вероятным привлечения к уголовной ответственности виновного лица (лиц) на последующей стадии расследования, после проведения комплекса следственных мероприятий, в том числе - судебных экспертиз.
Материалы, содержащие признаки налоговых преступлений, направляются налоговыми органами в следственные органы, в течение 10 дней со дня истечения срока исполнения требования по уплате налоговой недоимки, направленного налогоплательщику, вынесенного на основании решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Зачастую выездные налоговые проверки проводятся с привлечением оперативных сотрудников УЭБиПК МВД РФ, которые в дальнейшем, в случае возбуждения уголовного дела, осуществляют его оперативное сопровождение, выполняют отдельные следственные действия.
К материалам налоговых органов прилагаются такие материалы, как акт налоговой проверки, возражения налогоплательщика по этому акту, копия решения по акту, документы, содержащие сведения о том, в каком порядке и в какие сроки налогоплательщик должен был представить декларацию о доходах, копия этой декларации и прилагаемые к ней документы и расчеты, справка о том, за какие отчетные периоды, по каким видам налогов выявлены факты налоговых нарушений, перечень контрагентов организации, результаты их встречных проверок, в том числе в отношении организаций, имеющих признаки фиктивности, заключения, протоколы опросов, осмотров помещений, документов и прочее.
Нередко данные (материалы) о налоговых правонарушениях первоначально поступают из оперативных подразделений органов внутренних дел, либо выявляются ходе расследования иных уголовных дел, с последующим привлечением налоговых органов и формированием материалов, для возбуждения следственным органом уголовного дела.
В ходе расследования налогового преступления, для установления необходимых обстоятельств, следствие, при сопровождении оперативным подразделением, производит комплекс следственных (иных процессуальных) действий, характерных для расследования, как налоговых преступлений, так и иных преступлений экономической направленности:
- допросы руководителя, учредителей организации – налогоплательщика, главного бухгалтера, бухгалтеров, сотрудников организации, руководителей и сотрудников организаций контрагентов и т.д.;
- допросы работников налоговых органов, иных контролирующих, регистрационных и надзорных органов, оперативных сотрудников, принимавших участие в совместной налоговой проверке и т.д.;
- очные ставки между ранее допрошенными лицами;
- выемки регистрационных, бухгалтерских, налоговых, банковских, таможенных и др. документов, имеющих отношение к налогоплательщику, документы организаций контрагентов и т.д.;
- обыск (осмотр) помещений производственного, складского, офисного характера, автотранспорта, жилых помещений, с целью обнаружения и изъятия цифровых носителей информации, оригиналов (копий) различных документов, рукописных записей, бланков, печатей, штампов и др.;
- наложение ареста на имущество налогоплательщика, имущество иных лиц, в целях последующего обеспечения гражданского иска;
- назначение экономических, технологических, налоговых, бухгалтерских, товароведческих, криминалистических и иных экспертиз;
- запросы в государственные органы и организации, коммерческие и некоммерческие организации и прочее;
- проведение гласных и негласных оперативно – розыскных мероприятий, результаты которых в надлежащей форме и порядке подлежат приобщению к материалам уголовного дела.
Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст.199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней. Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа прекращает уголовное преследование. Уголовное дело (уголовное преследование) подлежит прекращению на любой стадии уголовного процесса, вплоть до вынесения судом апелляционной инстанции итогового решения по делу.
Своевременное обращение к адвокату, на ранних стадиях проведения проверок (налоговой, доследственной, оперативно – розыскной) позволит оценить создавшуюся ситуацию, выработать оптимальную процессуальную позицию, по возможности предотвратить возбуждение уголовного дела, а в случае такового – обеспечить максимальную защиту прав и интересов лица (лиц), привлечённых к уголовной ответственности, минимизировать негативные последствия. Эффективность помощи защитника на всех стадиях расследования и рассмотрения уголовного дела, зависит, в том числе, от его активной позиции при проведении каждого следственного (процессуального) действия с его участием, своевременности обжалования незаконных действий (бездействия) должностных лиц, вынесенных процессуальных решениях.