Главная \ К Вам пришли с проверкой

К Вам пришли с проверкой

РЕКОМЕНДАЦИИ

В соответствии с нормами действующего законодательства различных отраслей права, предусматривающих силовые действия со стороны государства в лице различных правоохранительных (контролирующих) структур в отношении корпоративного субъекта, представители определенных силовых органов власти могут осуществлять свои властные полномочия в следующих случаях и порядке:

1. В соответствии с нормами Уголовно – процессуального кодекса (УПК) РФ, при проведении доследственной проверки в порядке ст.144 УП РФ сообщения о совершённом или готовящемся преступлении, или при расследовании возбужденного уголовного дела, следователь, руководитель следственного органа (иные лица) полномочны истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном Кодексом, производить осмотр места происшествия, давать органу дознания письменное поручение о производстве оперативно – розыскных мероприятий.

- Оперативные сотрудники системы МВД РФ, ФСБ РФ (иных органов) на основании Федерального Закона №144-ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» имеют право проводить оперативное мероприятие «осмотр помещений, зданий, сооружений», без поручения следователя и возбуждения уголовного дела. Порядок проведения данного оперативного мероприятия и рекомендации действий при его проведении примерно такие же, как и при проведении следственных действий в соответствии с УПК РФ. Материалы, полученные в рамках оперативно – розыскной деятельности могут, при надлежащей легализации, быть использованы при возбуждении и последующем расследовании уголовного дела.

- На основании сложившейся в Российской Федерации следственно – судебной практики можно сделать вывод, что следственно – оперативные мероприятия на территории хозяйствующего субъекта, доследственные (оперативные) проверки могут проводиться и уголовные дела расследоваться по статьям Уголовного кодекса, предусматривающим преступления в сфере экономики, в частности – мошенничество (ст.159), незаконная банковская деятельность (ст.172), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём (ст.174), уклонение от уплаты налоговых платежей (ст.199) и другие.

- Уголовные дела и доследственные (оперативные) проверки по составам преступлений экономической направленности (в зависимости от конкретного состава преступления) расследуются следственными подразделениями СК РФ, МВД РФ, ФСБ РФ. Уголовные дела в банковской сфере, на территории Московского региона находятся в производстве следственных подразделений указанных органов Федерального или Московского уровня.

- Следственно – оперативные мероприятия на территории организации чаще всего производятся с целью отыскания и изъятия различных документов (например - уставных и учредительных документов фирм – однодневок), печатей, договоров, накладных, счетов – фактур, актов, учётных книг, электронных носителей информации и другое.

- Следственно - оперативные мероприятия, как правило, производятся в составе следственно – оперативной группы, в которую входят следователь (следователи), сотрудники оперативных подразделений системы органов внутренних дел или ФСБ, группа силовой поддержки. Такие мероприятия производятся в дневное (рабочее) время, с целью обеспечения свободного доступа в помещения организации и локализации сотрудников.

- Обнаружение и изъятие предметов, документов на территории организации происходит в рамках конкретных следственных действий – обыск или выемка (ст.182, ст.183 УПК РФ), или оперативно-розыскного мероприятия. Следственные действия производятся на основании постановления следователя (начальника  следственного отдела). Постановление о производстве обыска, выемки должно содержать все необходимые реквизиты – дата вынесения постановления, должностное лицо, номер уголовного дела (в случае его возбуждения), основания для производства следственных действий – «наличие достаточных данных полагать, что в организации  могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела; точное наименование организации, место расположения, ссылка на конкретные нормы права и др. Постановление до начала следственного действия обязательно предъявляется для ознакомления одному (нескольким) из руководителей (представителей) организации.

- При производстве следственных действий (или оперативных мероприятий) по решению следователя (во втором случае по решению начальника оперативного подразделения) могут вскрываться любые помещения (сейфы), если владелец (полномочное лицо организации) отказывается их открыть или предоставить доступ. При этом не должно допускаться чрезмерное повреждение  имущества.

- Лицам, присутствующим в месте, где производится следственное действие (оперативное мероприятие), следователь может запретить покидать территорию организации  до окончания действия (мероприятия), и общаться с другими людьми. Как правило, сотрудники организации перемещаются в какое-либо помещение (коридор) и находятся под наблюдением сотрудников силовой поддержки.

Необходимо обратить внимание, что следователь (иные проверяющие лица) не имеют права досматривать и изымать личные вещи сотрудников, в том числе мобильные телефоны, а могут лишь в словесной форме пресекать общение с использованием средств связи. В исключительных случаях возможно производство личного обыска, с составлением отдельного протокола.

- Осмотр помещений в ходе следственных действий (оперативных мероприятий) должен проводиться последовательно. В каждом осматриваемом помещении должен присутствовать представитель администрации организации (адвокат), и обязательно понятые из числа не заинтересованных в исходе мероприятия лиц. Одновременный, бесконтрольный осмотр (обыск) нескольких помещений, при отсутствии понятых и (или) представителя организации (адвоката) является не законным.

- При изъятии электронных носителей информации, по требованию присутствующего одного из руководителей (представителя) организации, информация копируется на другой, предоставленный организацией, электронный носитель, оставляемый в организации, вместо изъятого оригинала электронного носителя информации. Изъятие электронных носителей производится только с участием специалиста. Изъятые предметы и документы немедленно предъявляются понятым и представителю организации (адвокату), упаковываются и опечатываются в их присутствии. 

- Во время проведения следственного (оперативного) действия, или непосредственно после его завершения,  следователем (иным проверяющим лицом) составляется протокол обыска, выемки (или оперативного мероприятия – осмотра). Протокол, как правило, изготавливается при помощи компьютера. В протоколе фиксируются личные данные всех участников следственного (оперативного) действия, за исключением сотрудников силовой поддержки, время начала и окончания действия, каждое досмотренное помещение и обнаруженные именно в нём предметы, документы, с указанием конкретного места; указанием о вскрытии помещений (сейфов, ячеек); точным перечислением, описанием обнаруженных и изъятых предметов, документов, с указанием реквизитов; фиксируются любые инциденты, имевшие место во время следственного (оперативного) действия, применение фото – видео техники. Протокол должен быть максимально информативным и соответствовать действительности событий.

- По окончанию изготовления протокола его подписывают все участвующие в мероприятии, перечисленные в протоколе лица, в том числе понятые. В конце протокола (или в приложении к нему) представитель администрации организации (адвокат) имеет право и должен внести любые замечания и дополнения, выявленные в ходе проведения следственного (оперативного) действия. Копия протокола после его подписания всеми лицами обязательно вручается представителю руководства организации (адвокату). 

- Довольно часто в ходе проведения следственного (оперативного) действия на территории организации, проверяющие лица (оперативные сотрудники) пытаются получить от сотрудников организации, в том числе службы безопасности, ту или иную информацию в устной форме или тут же допросить с составлением протокола допроса (объяснения), предложить изложить те или иные обстоятельства в собственноручном заявлении.

Необходимо обратить внимание, что сотрудники организации в ходе проведения оперативно – следственных мероприятий на территории организации не должны вступать в контакт с проверяющими лицами, или давать письменные показания с составлением протокола допроса, иных письменных документов. Одновременное производство нескольких следственных (оперативных) действий не допустимо. В случае надобности допроса тех или иных сотрудников организации, следователь (оперативный сотрудник) через представителя администрации организации может вручить повестку о вызове на допрос в место расположения следственного (оперативного) подразделения. Любое допрашиваемое лицо имеет право пользоваться услугами адвоката. Проверяющие лица зачастую вводят сотрудников проверяемой организации в заблуждение относительно уголовной (административной) ответственности в случае немедленного отказа от дачи показаний (объяснений) или нежелание сотрудничать с правоохранительными органами. Данные действия являются способом запугивания и оказания психологического давления.

В соответствии с Конституцией РФ и процессуальным законодательством каждое лицо имеет право на помощь защитника (адвоката), имеет право отказаться от дачи показаний (объяснений) против себя самого и своих близких родственников.

- При производстве следственно – оперативных мероприятий на территории организации, сотрудникам необходимо избегать любых провокационных действий со стороны проверяющих лиц, стараться не вступать с ними в контакт, тем более в конфликтные ситуации, вести себя по мере возможно спокойно и уверенно.  Противоправно применение физической силы (спецсредств) в отношении сотрудников организации, в том числе принуждение находиться в лежачем положении, без действительной необходимости (оказание активного противоправного сопротивления и т.д.)

- Следственно-оперативная группа, как правило, прибывает к месту нахождения объекта внезапно, с целью создания эффекта неожиданности и пресечения попытки сотрудников организации сокрыть (уничтожить) предметы, документы, интересующие силовые структуры. Сотрудники службы безопасности организации, осуществляющие внутриобъектовый и пропускной режимы, первыми сталкиваются с сотрудниками правоохранительных органов. Сотрудники службы безопасности, действующие в соответствии с законодательством о частной охранной деятельности, имеющие соответствующие лицензии, обладают определёнными полномочиями, которыми они должны воспользоваться. В случае возникновения такой внезапной ситуации, незамедлительно должен быть вызван старший смены охраны. У следователя (как старшего следственно – оперативной группы), или иного должностного лица, сотрудники службы безопасности (старший смены) должны потребовать документ (постановление о производстве обыска, выемки, постановление о проведении оперативного мероприятия – осмотра помещений), внимательно ознакомиться с данным документом, переписать реквизиты документа (постановления); потребовать служебные удостоверения у прибывших лиц, внимательно с ними ознакомиться, переписать номера, должности и личные данные. В этот момент времени незамедлительно, при помощи средств связи (мобильный, стационарный телефоны, «тревожная кнопка»), связаться с руководством организации, адвокатом, иными предусмотренными лицами и лаконично, точно сообщить выясненные на этот момент сведения о приходе сотрудников силовых структур.

            Необходимо помнить, что сотрудник службы безопасности организации  обладает определённым Федеральным Законом №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и подзаконными нормативными актами статусом и полномочиями, в частности при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объекте охраны, предусмотренными ст.12.1 указанного Закона, внутренними служебными инструкциями.

            Необходимо отметить, что в данном случае происходит столкновение полномочий, с одной стороны, наделённых законом представителей силовых структур, с другой стороны -  сотрудников службы безопасности организации, осуществляющих свои законные права и обязанности, обладающих определённым Законом статусом. Представители силовых структур, при наличии разрешающих, надлежаще оформленных документов, безусловно, имеют право проводить на территории организации следственно – оперативные мероприятия, но это вовсе не значит, что они совершенно беспрепятственно, минуя посты охраны, без предъявления удостоверений и процессуальных документов, могут проигнорировать законные требования службы безопасности организации.

- Сотрудники службы безопасности организации не должны, без явной необходимости, оказывать силового сопротивления сотрудникам государственных структур, применять оружие или спецсредства; не должны поддаваться провокационным действиям, должны избегать чрезмерных конфликтных ситуаций, при абсолютной уверенности, что на территорию организации прибыли действительно представители силовых структур. Такое силовое противостояние, помимо возможного причинения вреда здоровью, как правило, заканчивается привлечением сотрудников охраны к уголовной ответственности, за превышение своих полномочий, оказание сопротивления представителя власти.

- Оповещённые руководители организации, руководитель службы безопасности, в свою очередь также принимают меры по вызову адвоката, сообщают о происшествии в территориальный отдел полиции и службу «02» ГУ МВД России по г. Москве, для объективной фиксации события происшествия и подключения формально не заинтересованных сотрудников полиции. При непосредственном общении с руководителем следственно – оперативной группы, представитель администрации организации предъявляет свои полномочия и требует приостановления следственно - оперативных действий до прибытия адвоката в помещение организации.

- Прибытие на территорию организации сотрудников полиции (подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции различного уровня) может произойти в рамках проведения выездной налоговой проверки. В соответствии  со ст.36 НК РФ и межведомственными нормативными актами, сотрудники органов внутренних дел по запросу налогового органа принимают участие в проведении мероприятий налогового контроля, в том числе осмотре помещений, выемке предметов, документов, допросе свидетелей. 

- В соответствии с Федеральным законом №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные приставы – исполнители в рамках возбужденного исполнительного производства, имеют право производить принудительные исполнительные действия (наложение ареста на имущество должника, его изъятие) на территории организации – должника, с составлением Акта и описи. При этом, судебные приставы-исполнители, как правило, прибывают на территорию должника группой, в состав которой входят сотрудники подразделения ССП, осуществляющие силовую поддержку.

Однако, такие мероприятия в рамках исполнительного производства не происходят внезапно, о них, в рамках взаимоотношений по исполнительному производству (подразделения ФССП различного уровня), заранее известно должнику (иному заинтересованному лицу).

- При попытке со стороны сотрудников любых государственных (правоохранительных) структур пройти на территорию организации в не рабочее время и (или) ночное время суток, сотрудники службы безопасности (охраны) организации не должны добровольно разрешить такой проход, двери должны быть блокированы. Незамедлительно вызываются территориальные  сотрудники полиции, сообщается в службу «02», уведомляются представители администрации организации, начальник службы безопасности, адвокат, иные предусмотренные лица. 

- В случае любой внезапной, не стандартной ситуации, проведения следственно – оперативных и контролирующих действий со стороны силовых государственных органов, сотрудникам организации, в частности сотрудникам службы безопасности, необходимо вести себя по возможности спокойно, уверенно, не проявлять не обоснованной агрессии в отношении прибывших лиц, не допускать в отношении себя противоправных и провокационных действий, не позволять проведения личного обыска и изъятия принадлежащих личных вещей, стараться максимально фиксировать действия проверяющих лиц, особенно фактов хищения имущества или подброса каких-либо документов, предметов (в том числе запрещённых к обороту). В категорической форме сотрудники не должны давать никаких показаний, не должны подписывать заявления, протоколы, иные документы. Сотрудники обязаны требовать предоставления юридической помощи (адвоката) при попытке сотрудниками силовых структур получить личные показания. Необходимо помнить, что в простой беседе с оперативными работниками, могут скрытно применяться звукозаписывающие и видео устройства.