Оперативно-розыскная деятельность
Оперативно – розыскная деятельность в Российской Федерации, это отдельный, максимально засекреченный вид деятельности правоохранительных органов. Только предусмотренные Федеральным законом органы имеют право осуществлять оперативно – розыскную деятельность для достижения предусмотренных Законом целей и задач, а именно: органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, Федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, Таможенные органы Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Некоторые конкретные оперативно – розыскные мероприятия могут проводиться только на основании судебного решения. Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, противоречащих действующему законодательству.
Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд. Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть, в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации.
Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается:
- проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения;
- принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
- разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
- подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация);
- фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности.
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
Нарушения при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность должностных лиц, в том числе уголовную.
Перечень оперативно – розыскных мероприятий является исчерпывающим, предусмотрен Федеральным законом и содержит гласные и негласные мероприятия, в частности: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.
Некоторые категории уголовных дел, в частности экономической направленности, налоговые – возбуждаются, как правило, на основании материалов, полученных правоохранительными органами в ходе осуществления оперативно – розыскной деятельности.
В соответствии с действующих уголовно – процессуальным законодательством, запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. В рамках расследования уголовного дела, те или иные сведения, полученные в результате проведения оперативно – розыскных мероприятий, легализуются, посредством проведения предусмотренных законом следственных действий и приобретают статус доказательств по уголовному делу.
Своевременное выявление и надлежащая процессуальная реакция адвоката на нарушения, допущенные при проведении оперативно – розыскных мероприятий и последующих следственных действий позволят предотвратить фальсификацию первичных материалов и последующих доказательств, защитить лицо от противоправных действий в отношении него.